воскресенье, 29 ноября 2015 г.

О театральных бенефисах

Первый театральный бенефис (bénéfice — доход, польза) состоялся в 1735 году во Франции. История не сохранила подробностей и даже имени актера-бенефицианта, но можно предполагать, что это был либо прощальный, либо благотворительный спектакль. В дальнейшем во Франции практика бенефиса предполагала, что по окончании контракта сбор от последнего спектакля может быть передан актеру, покидающему сцену. Бенефисы не регулировались театральной администрацией. Наоборот - их инициаторами и организаторами выступали коллеги-актеры. Например, известен бенефис великой актрисы Виржини Дежазе в 1874, которая после 6-летнего перерыва в этом спектакле еще раз появилась на публике. Публика стремилась еще раз увидеть актрису, и сбор от бенефиса был колоссальный - 60000 франков.
Во Франции актерские бенефисы были исключительным событием. Благотворительные спектакли, также называемые бенефисами, проходили чаще, но не о них речь.
Из Франции  "актерские именины", спектакли, сбор от которых поступает в пользу актера, добрались в Россию и очень быстро вошли в обиход как  государственных (императорских), так и частных театров. Количество бенефисов и даже время их проведения (например, непременно во время ярмарки) оговаривалось в контракте актера. Если актер по окончании контракта требовал прибавки к жалованью, а антрепренер не хотел этого делать, то вместо прибавки в его контракт могли включить дополнительный бенефис. Владелец петербургского "Театра литературно-художественного общества" А. С. Суворин в своем дневнике вспоминает: "Взяли Яворскую в труппу на 800 руб. без бенефиса, затем 600 и бенефис".
В императорских театрах в дни бенефисов цены на билеты удваивались и даже утраивались. В провинциальных частных театрах верхней ценовой границы не существовало. Бенефициант, как правило, сам развозил приглашения-билеты наиболее значимым в городе люди. Оплатой за билет в бенефис мог быть дорогой подарок, как это описано в пьесе Островского "Таланты и поклонники". Весь сюжет этой пьесы строится вокруг намечающегося бенефиса молодой актрисы.
Актеры могли сами выбирать пьесы для своего бенефиса. Поэтому многие бенефисы становились театральными премьерами: "Буря" Шекспира  - бенефис А. И. Ежовой в Александрийском театре (Петербург), 1821; "Двенадцатая ночь" Шекспира - бенефис Карской в ​​Малом театре (Москва), 1867; "Коварство и Любовь" - бенефис М. И. Вальберховои в Большом театре (Петербург), 1827; "Дон Карлос" и "Вильгельм Телль" Шиллера - бенефис В.А. Каратыгин в Александрийском театре, 1829; "Недоросль" Д. И. Фонвизина в "Свободном русском театре" (Петербург) - бенефис И. А. Дмитревский (1782). Для бенефиса Марии Ермоловой в 1876 году на русский язык был переведен "Овечий источник" Лопе де Вега.
Многие пьесы Александра Николаевича Островского первый раз были показаны на бенефисах. Лучше сказать, не было бы бенефисов - эти пьесы не были бы поставлены, по крайней мере, при жизни их автора. Бенефицианты не только выбирали пьесу - они еще несли расходы на ее постановку. Дирекция театра могла им частично компенсировать стоимость костюмов и оплатить "вечерние расходы" (так называлась стоимость освещения) и статистов. И все равно, бенефисы были актерам выгодны. Дирекция же таким образом обновляла репертуар и получала готовые декорации (которые после спектакля-бенефиса переходили в собственность театра).
Пьеса   "Свои люди- сочтемся"  в первый раз была поставлена в Петербурге в бенефис Ю. Н. Линской 16-го января 1861 года, а через две недели (31 января) - в Москве, в бенефис знаменитого Прова Михайловича Садовского. Премьера "Грозы" на сцене московского Малого театра состоялась 16 ноября 1859 г. в бенефис актера С. В. Васильева, игравшего Тихона. Но все это было потом, когда Островский стал признанным драматургом.
Первые пьесы Островского на сцену не попадали. И вдруг Любовь Павловна Косицкая, служившая в Московской Императорской Труппе, выбрала для своего бенефиса пьесу "Не садись не в свои сани". Это был дружеский жест по отношению к драматургу. Тем более, что Островский был долго и безответно влюблен в актрису, которая недавно  вышла замуж и стала мамой. Но  это был риск. Бенефис - это заработок. Пьеса для бенефиса должна была быть в первую очередь кассовой.
 Директор труппы предоставил для бенефиса сцену Большого театра. Островский сам руководил постановкой и прошел роли с каждым из актеров. Пьеса стала событием : до конца весеннего сезона 1853 года она прошла еще 12 раз в Большом театре и 12 раз в Малом. А 14 января, после премьеры, Островский только и мог сказать: "Я счастлив - моя пьеса исполнена".
Бенефициантами могли быть помощники режиссера, суфлер и даже старший плотник. Драматург же, напротив, отдавал свою пьесу бесплатно. Он мог надеяться на то, что бенефициант пригласит его на традиционный обед у Смурова (некторые не приглашали), а дирекция впоследствии купит пьесу в репертуар.
Как актер растет на ролях, пьесы Островского выросли на актерских бенефисах. Все же Александр Островский был одним из наиболее активных сторонников отмены бенефисов. Специальная комиссия взвешивала "за" и "против" и пришла к выводу, что бенефисы загрязняют репертуар. Особенно когда пьесы выбирают суфлеры и старшие плотники.
В 1882 году в императорских театрах были отменены контрактные бенефисы. Остались только бенефисы наградные - по случаю юбилея, как правило, это было 20-летие пребывания на сцене. Кто-то мог себе позволить нарушить это правило. Матильда Кшесинская, например, в 1900 году танцевала бенефис в ознаменоваие десятилетия своей, как сегодня сказали бы, творческой деятельности.
С 1908 года бенефисы исчезли с императорской сцены полностью. Советская власть уничтожила частные театры и бенефисы в них.
Но слово "бенефис" не ушло. Спектакль "Бенефис Островского"  в постановке Любимова (1973) или  телешоу "Бенефис" Бориса Пургалина и Евгения Гинзбурга (стартовало в 1974 году) - все это продолжение традиций лучших актерских бенефисов, в которых было все: свобода творческого самовыражения, праздник и восхищение любимым актером и  раскрытием его таланта.

Этим традициям следует череда актерских бенефисов в "Театре на Басманной", предвосхищяющих главное событие - грядущее 15-летие театра.

Комментариев нет:

Отправить комментарий