Первый театральный бенефис (bénéfice — доход, польза) состоялся в
1735 году во Франции. История не сохранила подробностей и даже имени
актера-бенефицианта, но можно предполагать, что это был либо прощальный, либо
благотворительный спектакль. В дальнейшем во Франции практика бенефиса предполагала,
что по окончании контракта сбор от последнего спектакля может быть передан
актеру, покидающему сцену. Бенефисы не регулировались театральной
администрацией. Наоборот - их инициаторами и организаторами выступали
коллеги-актеры. Например, известен бенефис великой актрисы Виржини Дежазе в
1874, которая после 6-летнего перерыва в этом спектакле еще раз появилась на
публике. Публика стремилась еще раз увидеть актрису, и сбор от бенефиса был
колоссальный - 60000 франков.
Во Франции актерские бенефисы были исключительным событием. Благотворительные
спектакли, также называемые бенефисами, проходили чаще, но не о них речь.
Из Франции "актерские
именины", спектакли, сбор от которых поступает в пользу актера, добрались
в Россию и очень быстро вошли в обиход как государственных (императорских), так и частных
театров. Количество бенефисов и даже время их проведения (например, непременно
во время ярмарки) оговаривалось в контракте актера. Если актер по окончании
контракта требовал прибавки к жалованью, а антрепренер не хотел этого делать,
то вместо прибавки в его контракт могли включить дополнительный бенефис. Владелец
петербургского "Театра литературно-художественного общества" А. С.
Суворин в своем дневнике вспоминает: "Взяли Яворскую в труппу на 800 руб.
без бенефиса, затем 600 и бенефис".
В императорских театрах в дни бенефисов цены на билеты удваивались и
даже утраивались. В провинциальных частных театрах верхней ценовой границы не
существовало. Бенефициант, как правило, сам развозил приглашения-билеты наиболее
значимым в городе люди. Оплатой за билет в бенефис мог быть дорогой подарок,
как это описано в пьесе Островского "Таланты и поклонники". Весь
сюжет этой пьесы строится вокруг намечающегося бенефиса молодой актрисы.
Актеры могли сами выбирать пьесы для своего бенефиса. Поэтому многие
бенефисы становились театральными премьерами: "Буря" Шекспира - бенефис А. И. Ежовой в Александрийском
театре (Петербург), 1821; "Двенадцатая ночь" Шекспира - бенефис
Карской в Малом театре (Москва), 1867; "Коварство и Любовь" -
бенефис М. И. Вальберховои в Большом театре (Петербург), 1827; "Дон
Карлос" и "Вильгельм Телль" Шиллера - бенефис В.А. Каратыгин в
Александрийском театре, 1829; "Недоросль" Д. И. Фонвизина в
"Свободном русском театре" (Петербург) - бенефис И. А. Дмитревский
(1782). Для бенефиса Марии Ермоловой в 1876 году на русский язык был переведен
"Овечий источник" Лопе де Вега.
Многие пьесы Александра Николаевича Островского первый раз были показаны
на бенефисах. Лучше сказать, не было бы бенефисов - эти пьесы не были бы
поставлены, по крайней мере, при жизни их автора. Бенефицианты не только
выбирали пьесу - они еще несли расходы на ее постановку. Дирекция театра могла
им частично компенсировать стоимость костюмов и оплатить "вечерние
расходы" (так называлась стоимость освещения) и статистов. И все равно,
бенефисы были актерам выгодны. Дирекция же таким образом обновляла репертуар и
получала готовые декорации (которые после спектакля-бенефиса переходили в
собственность театра).
Пьеса "Свои люди-
сочтемся" в первый раз была
поставлена в Петербурге в бенефис Ю. Н. Линской 16-го января 1861 года, а через
две недели (31 января) - в Москве, в бенефис знаменитого Прова Михайловича
Садовского. Премьера "Грозы" на сцене московского Малого театра состоялась
16 ноября 1859 г. в бенефис актера С. В. Васильева, игравшего Тихона. Но все
это было потом, когда Островский стал признанным драматургом.
Первые пьесы Островского на сцену не попадали. И вдруг Любовь Павловна
Косицкая, служившая в Московской Императорской Труппе, выбрала для своего
бенефиса пьесу "Не садись не в свои сани". Это был дружеский жест по
отношению к драматургу. Тем более, что Островский был долго и безответно
влюблен в актрису, которая недавно вышла
замуж и стала мамой. Но это был риск. Бенефис
- это заработок. Пьеса для бенефиса должна была быть в первую очередь кассовой.
Директор труппы предоставил для
бенефиса сцену Большого театра. Островский сам руководил постановкой и прошел
роли с каждым из актеров. Пьеса стала событием : до конца весеннего сезона 1853
года она прошла еще 12 раз в Большом театре и 12 раз в Малом. А 14 января,
после премьеры, Островский только и мог сказать: "Я счастлив - моя пьеса
исполнена".
Бенефициантами могли быть помощники режиссера, суфлер и даже старший
плотник. Драматург же, напротив, отдавал свою пьесу бесплатно. Он мог надеяться
на то, что бенефициант пригласит его на традиционный обед у Смурова (некторые
не приглашали), а дирекция впоследствии купит пьесу в репертуар.
Как актер растет на ролях, пьесы Островского выросли на актерских
бенефисах. Все же Александр Островский был одним из наиболее активных
сторонников отмены бенефисов. Специальная комиссия взвешивала "за" и
"против" и пришла к выводу, что бенефисы загрязняют репертуар. Особенно
когда пьесы выбирают суфлеры и старшие плотники.
В 1882 году в императорских театрах были отменены контрактные бенефисы.
Остались только бенефисы наградные - по случаю юбилея, как правило, это было
20-летие пребывания на сцене. Кто-то мог себе позволить нарушить это правило.
Матильда Кшесинская, например, в 1900 году танцевала бенефис в ознаменоваие
десятилетия своей, как сегодня сказали бы, творческой деятельности.
С 1908 года бенефисы исчезли с императорской сцены полностью. Советская
власть уничтожила частные театры и бенефисы в них.
Но слово "бенефис" не ушло. Спектакль "Бенефис
Островского" в постановке Любимова
(1973) или телешоу "Бенефис"
Бориса Пургалина и Евгения Гинзбурга (стартовало в 1974 году) - все это
продолжение традиций лучших актерских бенефисов, в которых было все: свобода
творческого самовыражения, праздник и восхищение любимым актером и раскрытием его таланта.
Этим традициям следует череда актерских бенефисов в "Театре на
Басманной", предвосхищяющих главное событие - грядущее 15-летие театра.
Комментариев нет:
Отправить комментарий